О проекте Контакты
Жалобы в УФАС
Охрана труда
Трудовое право
Доверенности
Договора
Новости


25.05.2015
Арбитражный суд признал банкротом турфирму "Роза ветров ...

25.05.2015
Главу арбитражного суда Самарской области лишили статуса ...

25.05.2015
Арбитражный суд взыскал с ЧЭМК 450 тысяч рублей в пользу ...

25.05.2015
Арбитражный суд Петербурга сегодня продолжит ...

15.04.2015
«Мечел» предложил Сбербанку конвертировать часть долга в акции

15.04.2015
«Мечел» не предлагал ВТБ конвертировать долг в акции

22.03.2015
Юникредит банк намерен обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании банкротом ОАО «Группа Е4»

23.03.2015
АкадемРусБанк признан банкротом

23.03.2015
Арбитражный суд отказался обанкротить проблемную страховую компанию «Северная казна» за 5,6 тыс. рублей долга

13.10.2014
Суд разъяснил права миноритариев «Башнефти» на операции с акциями


Проектирование вокзалов 1997


    Ниже представлен типовой образец документа. Документы разработаны без учета Ваших персональных потребностей и возможных правовых рисков. Если Вы хотите разработать функциональный и грамотный документ, договор или контракт любой сложности обращайтесь к профессионалам.



    Минстрой России
    ЦНИИП градостроительства










    РЕКОМЕНДАЦИИ
    ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ВОКЗАЛОВ


















    УДК (69 + 692.622 + 692.8) (083.74)
    Рекомендации по проектированию вокзалов /Минстрой России, ЦНИИП градостроительства. — М.: ГУП ЦПП, 1997.— 60 с.
    РАЗРАБОТАНЫ ЦНИИП градостроительства Минстроя России (руководитель темы — канд. техн. наук З. В. Азаренкова).
    Содержат наиболее общие для вокзалов всех видов транспорта принципы и приемы архитектурно-пространственных организаций элементов — станций и портов, а также помещений вокзалов и их групп.
    Рекомендации разработаны и составлены на основе Пособия по проектированию вокзалов (к СНиП II-85-80) с изменениями и дополнениями.
    Они развивают и дополняют требования СНиП 2.07.01-89*, СНиП 2.08.02-89*, а также других нормативных документов, регламентирующих требования проектирования и строительства вокзалов различного назначения.
    Предназначены для архитекторов и специалистов, работающих в области градостроительства.
    Ил. 32, табл. 20, список литературы.
    Рецензент — д-р архит. проф. МАрхИ Г. Е. Голубев.



































    ISBN 5-88111-224-5

    © Минстрой России,
    ЦНИИП градостроительства, ГУП ЦПП, 1997
    ПРЕДИСЛОВИЕ
    Рекомендации по проектированию вокзалов развивают и дополняют требования СНиП 2.07.01-89*, а также СНиП 2.08.02-89* и других нормативных документов, регламентирующих требования проектирования и строительства вокзалов различного назначения.
    Они включают наиболее общие для вокзалов всех видов транспорта принципы и приемы архитектурно-пространственных организаций элементов станций и портов, а также основных помещений вокзалов и их групп. Указаны предпосылки объединения или блокировки вокзалов с другими зданиями и сооружениями.
    Рекомендации содержат обширный справочно-информационный материал, в том числе иллюстрации с примерами из отечественного и зарубежного опыта планировочной организации вокзальных комплексов, их размещения на плане города и устройства пересадочных узлов.
    Разработаны в ЦНИИП градостроительства Минстроя России (руководитель темы — канд. техн. наук З.В. Азаренкова) с использованием материалов «Пособия по проектированию вокзалов» (М.: Стройиздат, 1987).
    При подготовке Рекомендаций были учтены замечания и предложения следующих организаций и специалистов, приславших свои отзывы по проекту: Мос-гипротранс, Гипроавтотранс, ГПИ и НИИ «Аэропроект», ПИ и НИИМТ ЧерноморНИИпроект, СоюзморНИИпроект, ЦНИИЭП учебных зданий, ГК Санитарно-эпидемиологического надзора РФ.
    Замечания и предложения по настоящим Рекомендациям направляйте по адресу: 117331, Москва, просп. Вернадского, 29, ЦНИИП градостроительства.

    ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    1.1. Рекомендации используются при разработке технико-экономических основ (ТЭО) генеральных планов городов и проектов генеральных планов городов, комплексных транспортных схем (КТС). Они применяются при разработке проектов соответствующих станций, портов, пассажирских и других зданий различного назначения с учетом комплексной застройки привокзальных площадей, взаимного размещения помещений вокзала и перронов.
    Включенные в Рекомендации нормативные положения не распространяются на проектирование зданий и сооружений сезонного использования, пассажирских павильонов, служебно-пассажирских зданий.
    1.2. На стадиях градостроительного проектирования решаются основные задачи развития транспортного узла города во взаимосвязи с формирующейся системой расселения, в том числе с развитием сети транспортных зданий, сооружений и устройств, связанных с организацией обслуживания пассажиров (18).
    На стадии выполнения генерального плана города осуществляются:
    определение объемов пассажирских перевозок по видам транспорта и сообщений в увязке с отраслевыми схемами развития транспорта (железнодорожного, морского, речного, автомобильного и воздушного);
    разработка предложений по размещению вокзалов различных видов транспорта с учетом их взаимодействия: в структуре транспортного узла города.
    На стадии выполнения комплексной схемы развития всех видов городского пассажирского транспорта осуществляются: уточнение объема пассажирских перевозок, взаимодействие магистральных видов транспорта с городским в обслуживании пассажиров на территории города и его пригородной зоны;
    увязка перспективных сетей развития городского общественного транспорта с выделением участков в первую очередь и на расчетный срок с учетом конкретных транспортных решений комплексной схемы и очередности развития улично-дорожной сети в зонах размещения вокзалов магистрального транспорта.
    На стадии разработки проектов детальной планировки, эскизов и проектов застройки осуществляются:
    определение характера и объемов строительства на первую очередь, расчетный срок, а также в ряде конкретных случаев определение необходимости дальнейшего развития вокзала за пределами расчетного срока;
    функциональное зонирование территории вокзала и привокзальной зоны;
    обеспечение единства технологического и архитектурного решения комплекса зданий и сооружений вокзала, а также привокзальной площади и перрона.
    В проектах детальной планировки и в эскизах застройки предварительно намеченное в генплане строительство (или реконструкция) вокзалов подлежит уточнению и конкретизации с определением расчетной вместимости или пропускной способности, размеров участков отдельных зданий и сооружений, организации подъездов к ним с увязкой принятых решений с существующей и проектируемой застройкой и улично-дорожной сетью, схемой использования подземного пространства и инженерными сетями, со строгим резервированием необходимых участков на расчетный срок и перспективу.
    1.3. На стадии разработки проектов и рабочей документации реализуются и корректируются принципиальные решения, принятые на всех перечисленных проектных стадиях в п. 1.2.
    1.4. При проектировании вокзалов необходимо учитывать требования СНиП 2.07.01-89*, СНиП 2.08.02-89*, СНиП 2.01.02-85* и других действующих нормативных документов, ссылки на которые приводятся в соответствующих разделах Рекомендаций (1,2,6).
    1.5. Технические требования проектирования вокзалов различного назначения следует учитывать в соответствии с отраслевыми нормами технологического проектирования, разрабатываемыми институтами: Мосгипротранс, СоюзморНИИпроект, Гипроречтранс, Гипро-автотранс.ГПИ и НИИ «Аэропроект».
    1.6. Проектирование новых и реконструируемых вокзалов необходимо выполнять с учетом соблюдения санитарных норм, а также местных условий благоустройства, озеленения, охраны окружающей среды, включая памятники градостроительства и архитектуры, культуры и искусства, ведущие элементы природного ландшафта.
    1.7. Содержащиеся в настоящем документе рекомендации, связанные с учетом потребностей инвалидов и маломобильных групп населения при их обслуживании в вокзальных комплексах, не исключают применения на соответствующих стадиях проектирования ВСН 62-91*/Госкомархитектуры (8).
    1.8. Рекомендации применяются при составлении кадастровых документов по регламентации использования территории вокзальных комплексов и близлежащих зон [9].
    РАЗМЕЩЕНИЕ ВОКЗАЛОВ НА ПЛАНЕ ГОРОДА

    2.1. В условиях непрерывного развития взаимосвязей между городом и другими населенными пунктами и регионами страны повышаются требования, предъявляемые к транспортной инфраструктуре, к взаимодействию ее элементов в транспортных узлах. Важнейшими элементами транспортной системы города являются вокзалы. От рационального размещения вокзалов в структуре города во многом зависят эффективность использования различных видов транспорта, уровень транспортного обслуживания населения.
    При расположении вокзала в городе необходимо учитывать совокупность транспортных устройств в пунктах примыкания или пересечения соответствующих магистралей (линий, трасс) различных видов внешнего транспорта (железнодорожного, морского, речного, автомобильного, воздушного), а также городского транспорта, совместно выполняющих операции по транзитным, дальним, местным, пригородным и городским перевозкам пассажиров и грузов (рис. 1 — 3).
    2.2. Вокзал является частью вокзального комплекса (железнодорожной пассажирской станции, пассажирского района речного или морского порта, центрального автовокзала и пассажирской автобусной станции, пассажирского сектора аэропорта), в который входят все функционально и композиционно взаимосвязанные здания, сооружения и устройства, предназначенные для обслуживания пассажиров и проведения билетных, багажных, почтовых и других операций.
    Планировочное решение участка и выбор принципиальной схемы вокзала должны производиться в соответствии с требованиями СНиП 2.07.91-89* и настоящих Рекомендаций на основе схемы районной планировки и генерального плана города. Вокзалы являются структурными элементами города и его транспортного узла с обеспечением их планомерного развития и взаимосогласованного решения основных элементов вокзального комплекса (перрон, здание, привокзальная площадь), блокировки с объектами общегородского значения, а также с учетом ряда архитектурно-художественных задач. Выполнение градостроительных требований влияет на повышение качества обслуживания пассажиров, прежде всего путем сокращения полных затрат времени на все виды обслуживания, создание комфорта (удобства) в получении услуг и пользовании отдельными службами и устройствами в вокзалах, а также приводит к снижению строительных и эксплуатационных затрат. При выборе места расположения вокзалов рекомендуется руководствоваться общими принципами их размещения, изложенными в табл. 1.
    2.3. Участок для строительства железнодорожного, морского, речного или автобусного вокзала рекомендуется выбирать, как правило, со стороны наиболее крупных застроенных районов города с обеспечением относительной равно удаленности его по отношению к основным функциональным зонам (труда, быта и отдыха) данного города и тяготеющего к нему региона.
    Вокзалы должны быть связаны удобными транспортными путями с промышленными зонами, основными жилыми районами, зонами и объектами массового тяготения городского или регионального значения. Учитывая, что в любом из вокзалов пассажир не заканчивает своей поездки, а, как правило, лишь меняет один вид транспорта на другой — чаще всего внешний транспорт на внутригородской или наоборот, в ситуационных планах вокзалов необходимо показывать:
    территории - существующих и проектируемых сооружений внешнего транспорта с определением местоположения всех пассажирских зданий (в том числе железнодорожных вокзалов, речных и морских портов и пристаней, автобусных вокзалов, аэропортов и вертолетных станций, городских аэровокзалов и транспортных агентств), а также мостов, путепроводов. тоннелей и других опорных инженерно-транспортных сооружений;
    магистральные улицы и дороги общегородского и районного значения;
    системы общественного транспорта, выделяя линии скоростного движения, с размещением существующих и проектируемых трамвайных, троллейбусных и автобусных депо, парков, гаражей для легковых и грузовых таксомоторов, грузовых и специальных автомобилей.
    2.4. Вокзалы классифицируются по нескольким общим для них признакам:
    а) по назначению или видам используемых транспортных средств, ведомственной принадлежности и соответствующим им видам пассажирских сообщений;
    б) по условиям размещения на данной транспортной магистрали, линии, трассе;
    в) по преобладающим категориям обслуживаемых пассажиров;
    г) по пропускной способности к соответствующей ей единовременной вместимости.
    Таблица 1
    Характерные сочетания основных видов внешнего транспорта)
    Примерное расположение вокзалов, агентств и билетных касс в городах с населением, тыс. жителей
    в городе
    св. 1000
    св. 500 до 1000
    св.250 до 500
    св. 50 до 250
    менее 50
    1. Железнодорожный, автобусный, воздушный, речной, морской
    Вблизи центра возможно размещение вокзалов отдельных, видов междугородного (магистрального) транспорта, нередко объединенных; в других районах города — вокзалы отдельных видов транспорта (возможно объединенных), речные и морские порты; за пределами города — аэропорт (один или несколько).В центре города и других районах размещаются транспортные агентства и их филиалы
    В районах города размещаются железнодорожный, автобусный вокзалы, городской аэровокзал (возможно объединенный железнодорожно-аэроавтобусный или в другом сочетании), речные или морские порты; за пределами города — аэропорт (один и более). В центре города и других районах размещаются транспортные агентства и их филиалы
    В районах города размещаются железнодорожный, автобусный вокзалы, городской аэровокзал, порт (возможно объединенные в рациональном сочетании); за пределами города — аэропорт. В центре города и других районах размещаются транспортные агентства и их филиалы
    Сочетание видов транспорта для данной группы городов нехарактерно

    2. Железнодорожный, автобусный, воздушный
    Вблизи центра возможно размещение вокзалов отдельных видов междугородного (магистрального) транспорта, нередко объединенных; в других районах города — вокзалы отдельных видов транспорта (возможно объединенных), за пределами города — аэропорт (один или несколько). В центре города и других районах размещаются транспортные агентства, их филиалы, билетные кассы
    В районах города размещаются железнодорожные и автобусные вокзалы, городской аэровокзал (возможно объединенные); за пределами города — аэропорт (один и более). В центре города и других районах размещаются транспортные агентства и их филиалы
    В районах города размещаются железнодорожный, автобусный вокзалы, городской аэровокзал (желательно объединенные), за пределами города — аэропорт. В центре города и других районах размещаются транспортные агентства, их филиалы, билетные кассы
    Вблизи центра размещается аэроавтобусный вокзал с железнодорожной кассой; на периферии — железнодорожный вокзал или объединенный железнодорожно-аэроавтобусный вокзал; за пределами города — аэропорт
    3. Железнодорожный, автобусный
    Сочетание видов транспорта для данной группы городов нехарактерно

    На периферии города размещаются железнодорожный и автобусный вокзалы (желательно объединенные), в центре города — транспортное агентство
    Вблизи центра размещается объединенный железнодорожно-автобусный вокзал или автобусный вокзал с железнодорожной кассой (в тех случаях, когда железнодорожный вокзал расположен за пределами города)
    4. Автобусный, воздушный
    Сочетание видов транспорта для данной группы городов нехарактерно

    На периферии города размещается объединенный аэроавтобусный вокзал; за пределами города — аэропорт; в центре города — транспортное агентство
    Вблизи центра города размещается объединенный аэроавтобусный вокзал


    Рис. 1. Схема размещения вокзала в городе-центре и системе расселения































    Рис. 3. Размещение вокзалов на плане зарубежного города

    По назначению и ведомственной принадлежности различают железнодорожные, морские, речные и автобусные вокзалы, а также аэровокзалы в аэропортах и городские аэровокзалы. Виды пассажирских сообщений приведены в табл. 2.
    Таблица 2

    Транспорт
    Вид пассажирских сообщений


    дальние
    местные
    пригородные
    Железнодорожный
    При следовании за пределы одной дороги
    Св. 150 км при следовании в пределах одной дороги
    До 150 км
    Морской
    За пределами одного пароходства
    В пределах одного пароходства
    До 50 км (в крупных и крупнейших городах — до 100 км)
    Речной
    Между пунктами одного или нескольких пароходств при расстоянии св. 400 км (транзитные)
    Между пунктами одного пароходства при расстоянии до 400 км
    До 100 км (при обслуживании скоростным флотом — до 150 км)
    Автобусный
    Св. 100 км (междугородные)

    До 100 км
    Воздушный
    За пределами данного управления гражданской авиации
    В пределах данного управления гражданской авиации


    2.4.2. По условиям размещения на транспортной магистрали различают вокзалы конечные или тупиковые, на которых основная часть пассажиров заканчивает поездку на внешнем транспорте; узловые, расположенные в местах пересечений или примыканий линий одного или нескольких видов внешнего транспорта, в которых значительная часть пассажиров совершает пересадки, и промежуточные, расположенные между конечными и узловыми станциями (портами, аэропортами).
    Категории обслуживаемых пассажиров соответствуют основным видам пассажирских сообщений: международным, дальним, местным, пригородным, внутригородским и различным их сочетаниям, которые во многом предопределяют характер и очередность проводимых операций, состав основных помещений, соотношение их площадей, последовательность размещения и принципиальную архитектурно-пространственную схему вокзала.
    По пропускной способности и единовременной вместимости вокзалы классифицируются на малые, средние, большие и крупные в соответствии с табл. 3.
    Таблица 3

    Вокзалы
    Железнодо
    Морские
    Речные
    Автобусные
    Аэровокзалы

    рожные



    в аэропортах
    городские

    Расчетная вместимость зданий, пас.
    Расчетная пропускная способность здания. пас/ч
    Малые
    До 200
    До 200
    До 100
    До 200
    До 400
    До 200
    Средние
    Св. 200
    до 700
    Св. 200
    до 700
    Св. 100
    до 400
    Св. 200
    до 300
    Св. 400
    до 1500
    Св. 200
    до 600
    Большие
    Св. 700
    Св. 700
    Св. 400
    Св. 300
    Св. 1500
    Св. 600

    до 1500
    до 1500
    до 700
    до 600
    до 2000
    до 1000
    Крупные
    Св. 1500
    Св. 1500
    Св. 700
    Св. 600
    Св. 2000
    Св. 1000
    Примечание. При проектировании объединенных вокзалов их величина определяется по суммарной расчетной вместимости или расчетной пропускной способности.

    Устройство объединенных вокзалов рекомендуется при наличии значительных потоков пассажиров, пересаживающихся в конкретном узле с одного вида магистрального, местного или пригородного транспорта на другой, с учетом соответствующих функционально-технологических и градостроительно - планировочных предпосылок. Объединенные вокзалы возможны преимущественно в следующих сочетаниях: железнодорожно-автобусные, речные — автобусные, морские — автобусные, морские — железнодорожные (табл. 4).
    Таблица 4

    Поток пересаживающихся пассажиров, % общего числа

    Вокзальный комплекс

    Св. 50

    Вокзал, обслуживающий местных и пригородных пассажиров, следует размещать в составе вокзала магистрального вида (или нескольких видов) транспорта, обслуживающего дальних и транзитных пассажиров

    До 30

    Вокзалы допускается .размещать раздельно. У вокзала основного вида магистрального транспорта допускается предусматривать устройство промежуточных остановочных пунктов междугородных и пригородных видов транспорта
    30-50
    Следует предусматривать взаимоувязанное размещение вокзалов различных видов транспорта. В вокзале основного вида магистрального транспорта целесообразно предусматривать диспетчерский пункт, кассы, а также перроны транспорта, обслуживающего местных и пригородных пассажиров
    2.5.1. Создание объединенных вокзалов, кроме градостроительного эффекта (экономия территории, сокращение строительных объемов и протяженности инженерных коммуникаций, повышение архитектурно-художественной выразительности застройки и др.), значительно повышает удобства пассажиров при поездке с пересадками, дает им возможность получить в одном месте всю необходимую информацию, приобрести билет, сдать багаж и т.п. При этом исключаются затраты времени и сил пассажиров на переезды по городу, уменьшается загрузка городского транспорта.
    2.5.2. Отнесение объединенного вокзала к определенной группе вокзалов по вместимости (или пропускной способности) следует осуществлять по общему расчетному количеству пассажиров всех видов внешнего транспорта применительно к тому из них, который имеет в данном узле наибольший удельный вес. При проектировании объединенного вокзала капитальные сооружения основного в данном узле вида магистрального транспорта (пути железнодорожной станции, причалы и пирсы морского или речного порта и др.), а также конкретная градостроительная ситуация во многом предопределяют его принципиальную архитектурно-планировочную схему. Объединение вокзала с другими зданиями и сооружениями, входящими в состав вокзального комплекса, не должно противоречить нормальным условиям организации технологического процесса работы, а также технико-экономической целесообразности.
    2.5.3. В зависимости от совокупности местных условий и технико-экономических обоснований допускаются различные формы объединения вокзалов, а именно: взаимоувязанное размещение вокзалов различных видов транспорта на близко расположенных участках, их блокировка с непосредственным примыканием объемов и участков или полное объединение в одном объеме с использованием пассажирами различных видов транспорта общих сооружений, помещений и устройств, например, общих операционных залов, залов ожидания, кафе-ресторанов, камер хранения и др.
    2.5.4. Рекомендуется предусматривать блокировку вокзалов (пассажирских зданий) с общегородскими объектами культурно-бытового назначения, такими как: гостиница, транспортное агентство, почтамт, кафе, ресторан, торговый центр, киноконцертный зал, видеосалон и др. Блокировка зданий влияет на рациональное использование территории города, а также на стоимость строительства и эксплуатации транспортных и инженерных коммуникаций. Блокированные объекты такого типа сооружаются, как правило, при долевом участии заинтересованных сторон.
    3. ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПЛАН ВОКЗАЛА
    3.1. Проектирование вокзалов следует производить на основе единого технологического и градостроительно-планировочного решения всего вокзального комплекса (железнодорожной пассажирской станции, пассажирского района морского или речного порта, автовокзала и пассажирской автобусной станции, пассажирского сектора аэропорта, см. приложение), в состав которого входят следующие взаимоувязанные элементы:
    привокзальная площадь с остановочными пунктами общественного транспорта, автостоянками и другими устройствами;
    основные пассажирские, служебно-технические и вспомогательные здания и сооружения с общими приемами их архитектурно-пространственной композиции, благоустройства и озеленения, решениями малых форм архитектуры;
    перрон (приемоотправочные железнодорожные пути и пассажирские платформы, причалы и пирсы морских и речных портов, внутренняя транспортная территория автовокзалов и пассажирских автостанций, аванперрон аэропорта).
    Архитектурно-пространственная композиция здания вокзала, как правило, должна выявлять его доминирующее значение как основного сооружения вокзального комплекса (рис. 4).


    А. ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ВОКЗАЛ С ПЕРРОНОМ БЕРЕГОВОГО И ТУПИКОВОГО ТИПА






    Б. МОРСКОЙ И РЕЧНОЙ ВОКЗАЛЫ
    1 — остановочные пункты автобусов, троллейбусов; 2 — автостоянки, стоянки туристских автобусов; 3 — площадь торжественных встреч; 4 — перрон речного вокзала





    В. АВТОБУСНЫЙ ВОКЗАЛ
    1 — платформы отправления; 2 — платформы прибытия; 3 — стоянка автобусов (отстой); 4 — стоянка междугородных и городских такси; 5 — тоннели для пешеходов




    Г. АЭРОВОКЗАЛ С ПОСАДОЧНЫМИ ГАЛЕРЕЯМИ НА ПЕРРОНЕ
    1 — зал отправления пассажиров; 2 — залы прибытия пассажиров ; 3 — остановочные пункты автобусов; 4 — автобусная станция; 5 —железнодорожная платформа; 6— автостоянки

    Рис. 4. Структура вокзальных комплексов


    Земельный участок должен иметь размеры и конфигурацию, достаточные для размещения привокзальной площади, зоны застройки зданий и сооружений вокзала и перрона с учетом возможности их перспективного развития и расширения. Промежуточные этапы строительства должны иметь законченные архитектурно-планировочные решения, обеспечивающие оптимальные условия работы вокзала на всех основных этапах его развития и необходимые удобства для пассажиров и персонала.
    3.3. Проекты вновь сооружаемых или реконструируемых вокзалов должны удовлетворять приведенным требованиям:
    а) предусматривать необходимый состав зданий, сооружений и устройств с целью обеспечения оптимальных условий обслуживания пассажиров и сокращения затрат их времени на все операции, связанные с отправлением, прибытием и пересадкой;
    б) учитывать архитектурно-композиционный и стилевой характер, а также масштаб существующей и проектируемой застройки данной части города или даже всего города в целом с учетом конкретных культурно-исторических, национальных и других местных особенностей;
    в) учитывать природно-климатические особенности района строительства, а также природный ландшафт, характер предпочтительного озеленения, рельеф, гидрогеологические, сейсмические и другие конкретные условия; предусматривать мероприятия по обеспечению охраны окружающей среды от загрязнения отработавшими газами, сточными водами, по поддержанию нормируемых уровней шума и вибраций;
    г) предусматривать передовые методы обслуживания пассажиров с широким использованием средств механизации; автоматизации и компьютеризации при выполнении операций по наведению справок, предварительной и срочной продаже, компостированию и регистрации билетов, приему, выдаче и транспортировке багажа, почты, грузов, а также при содержании и уборке помещений и территорий;
    д) создавать комфортные условия для инвалидов и престарелых в вокзальных комплексах путем удобной и прогрессивной организации соответствующих пешеходных путей (на привокзальной площади, в здании вокзала и на перроне), обеспечения оптимального обслуживания на вокзале, упорядочения передвижений на перроне и посадки в транспортные средства (вагон, автобус, судно, самолет) с применением специальных перронных и других устройств и приспособлений.
    3.4. Участки, предназначенные для размещения вокзалов, следует выбирать с учетом предотвращения отрицательных воздействий, оказываемых средствами транспорта на население, проживающее в районе вокзала, и на окружающую городскую среду (в соответствии с требованиями санитарно-гигиенических норм), с обеспечением возможно более полного разделения путей движения массового, индивидуального, специального и другого транспорта и пешеходов во всем привокзальном районе (7,12,13). Для упорядоченного движения в разных уровнях целесообразно использовать естественные перепады рельефа или создавать искусственный микрорельеф с помощью насыпей, подпорных стенок, открытых выемок и других искусственных сооружений.
    В пределах вокзальных комплексов следует соблюдать основные правила организации главных пешеходных путей:
    пути пешеходов (пассажиров и посетителей) должны быть удобными, короткими и прямыми, без излишних подъемов и спусков; средняя длина пешеходного пути пассажиров от остановочных пунктов городского общественного транспорта до места в купе поезда, каюте морского или речного судна, кресле междугородного автобуса или салоне самолета не должна превышать 300 м в крупнейших, крупных и больших городах и 200 м в средних и малых городах (об обустройстве пешеходных путей см. п. 6.4);
    пути движения пешеходов (пассажиров и посетителей) должны быть безопасными, с минимальным количеством их пересечений с путями движения всех видов городского, служебно-вспомогательного и внешнего транспорта;
    должно быть обеспечено полное или частичное разделение основных встречных и пересекающихся потоков пассажиров в самом здании, на привокзальной площади и на перроне;
    для инвалидов и престарелых, а также пассажиров с малолетними детьми в колясках необходимо предусматривать дополнительно к лестничным маршам (при небольших подъемах и спусках) специальные пандусы с перилами; при посадке и высадке из транспортного средства — приставные лестницы и трапы (8,15);
    в целях сокращения затрат времени пассажиров на любые операции площади, габариты и пропускная способность всех помещений и элементов вокзала должны быть пропорциональными его расчетной пропускной способности с исключением так называемых узких мест и опасности образования скоплений, заторов и очередей;
    необходимые пассажирам и посетителям помещения и устройства (на площади, в самом пассажирском здании или в группе зданий и на перроне) должны быть расположены с учетом их последовательной обозреваемости, исключающей возвратное движение (рис. 5).
    А. ОДНОЯРУСНОЕ РЕШЕНИЕ



    Наиболее распространенный прием во всех вокзалах, связанный с наличием пересечений путей пешеходов и транспорта и привокзальной площади и перроне

    Б. ДВУХЪЯРУСНЫЕ РЕШЕНИЯ



    Вариант устройства путей пешеходов в тоннелях под перроном, а иногда и под привокзальной площадью. Данный прием оправдан, главным образом, в железнодорожных вокзалах, а также в автобусных и аэровокзалах. Высота вынужденных спусков и подъемов составляет 3,5 —4,5м



    Вариант устройства путей пешеходов над перроном. Данный прием оправдан в железнодорожных вокзалах и отдельных крупнейших аэровокзалах. Высота вынужденных спусков и подъемов составляет 7,0 — 7,5 м



    Вариант с разделением уровней пассажирских и грузовых операций. Прием оправдан преимущественно в крупных морских вокзалах, иногда с организацией движения пешеходов и транспорта в разных уровнях и на привокзальных площадях

    В. МНОГОЯРУСНОЕ ...